Не звони мне, я молюсь: в московских храмах будут «глушить» сотовые телефоны. Храм – вне зоны доступа

Главная / Тормозит

Мы же хотим с помощью читателей-посетителей разных приходов собрать идеи для создания понятной и исчерпывающей информации для размещения при входе в храм, а также внутри, если есть такая необходимость.

Для начала приводим фотографию весьма удачного объявления, которое несколько лет назад находилось на входе в наш храм в Егорьевске.

Пример удачного объявления из храма РПСЦ г.Егорьевска

И еще одного объявления, очень творческого подхода, обнаруженного на страничке о.Виктора Галкина с Украины:

Правила поведения на богослужении для нестарообрядцев

Мы, старообрядцы, относимся с пониманием к желанию инаковерующих ознакомиться со старообрядческим храмом.
Просим соблюдать благоговейное отношение к святому храму.
Просьба не проходить вглубь храма, не прикладываться к иконам и воздерживаться от внешних молитвенных действий.
Одежда пришедшего в храм должна быть опрятна и благопристойна, обязательно с длинным рукавом. Мужчины должны находиться в храме с непокрытой головой, женщины покрывают голову платком (женщинам не положено находиться в храме без платков или в других головных уборах). Женщинам приличны длинные юбки, платья, сарафаны.
Перед тем как войти в храм необходимо отключить мобильные телефоны. Фотографировать, а также производить аудио- и видеозапись допускается только с разрешения настоятеля храма.
Во время службы нельзя разговаривать. Вопросы, по возможности, отложите до окончания богослужения: тогда на них Вы получите более обстоятельные ответы.
По возникшим у вас вопросам по окончании службы обратитесь к настоятелю храма. Если у Вас имеется требующий длительного разговора вопрос к священнику, не старайтесь разрешить все Ваши проблемы на ходу. Лучше договориться о встрече в удобное для Вас и для него время.
Не обижайтесь, но простите Христа ради, если какие-то замечания прихожан показались Вам нетактичными.

Правила посещения храмов экскурсиями нестарообрядцев

Организатор экскурсии должен заранее согласовать с настоятелем время посещения храма, продолжительность и содержание экскурсии.
Проведение экскурсии предпочтительно должно поручаться благословленным на то христианам.
Экскурсия должна проходить во внебогослужебное время.
Проведение экскурсии разрешается в определенной настоятелем части храма.
Экскурсанты должны быть в подобающей одежде: женщины с покрытой платком головой, в одежде с длинными рукавами и в юбке ниже колен, мужчины в брюках и рубашке с длинными рукавами.
В храме не разрешается прикладываться к иконам и другим святыням.
Фото- и видеосъемка допускается только по благословению настоятеля.

Этот текст, конечно, информативный, но явно требует литературной обработки. Видно, что фразы взяты из брошюры еще до того, как мы изменили эту часть брошюры.

Тоже вывески

Пока материала негусто, разбавим несколькими весёлыми картинками из нашего архива. К счастью, все они не имеют отношения к старообрядчеству, но по-своему информативны. Можете слать и такие, но всё же в первую очередь хотелось бы сделать нужное и полезное дело.

Мы также ищем художника и дизайнера, которые смогли бы сделать макет красивой типовой вывески – давайте поможем нашим молодым приходам! Очень хотелось бы видеть при входе не только мелкий текст, но и наглядную графику.









Вы зашли в храм

На всякий случай приводим обновлённый фрагмент , где мы говорим о поведении в храме. Места тоже было мало, но для объявления у входа и этой информации слишком много.


Начало брошюры “Вы зашли в храм” с авторскими иллюстрациями

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ХРАМЕ

ДЛЯ НЕСТАРООБРЯДЦЕВ
Каждый православный христианин должен быть искренне рад, если люди неверующие или инаковерующие приходят в старообрядческий храм с чистыми намерениями. Но нельзя забывать, что храм – не музей и не театр. Это освященное место для соборной молитвы. Поэтому вполне естественно требовать от приходящих благоговейного отношения к святому месту.

До тех пор, пока старая вера не стала Вашим упованием, Вы можете быть в храме только зрителем, а не участником в общей молитве. Поэтому не проходите вглубь храма, постарайтесь пребывать на одном месте и воздерживаться от внешних молитвенных действий: слушать и внимать для Вас пока важнее (не говоря уже о том, что, крестясь и кланяясь не по уставу, вы нарушаете церковное благочиние и отвлекаете молящихся). Уместно спросить у кого-либо, где Вам лучше встать, чтобы можно было видеть и слышать все, что нужно, и при этом никому не мешать.

Напоминаем, что одежда человека, пришедшего в храм, должна быть опрятна и благоприлична. Мужчины стоят во время богослужения с непокрытой головой, женщины покрывают голову платком. В старообрядческом храме женщинам не положено находиться в шляпах и шапках. Не подходит для храма одежда, подчеркивающая формы тела, а также с короткими рукавами и декольте, мини-юбки, шорты и т.п. Для женщин приличны длинные юбки, платья, не допустимы для них брюки, джинсы и т.п. Нежелательна обувь на высоком каблуке: в ней трудно выстоять долгую службу, и она производит шум при ходьбе. Постарайтесь не пользоваться духами, дабы не отвлекать окружающих посторонними запахами. Сумки, висящие на плечах, желательно снять и отставить в сторону.

Перед тем как войти в храм, не забудьте отключить у мобильных телефонов и звуковой, и вибрационный сигналы. Не следует фотографировать, а также производить аудио- и видеозапись: если же есть такая необходимость, обратитесь после окончания богослужения к настоятелю храма, и он подскажет, что и когда можно сфотографировать или записать.
Во время службы нежелательно разговаривать. При крайней необходимости ограничьтесь минимумом слов или жестом. Вопросы, по возможности, отложите до окончания богослужения: тогда на них Вы получите более обстоятельные ответы.
Если у Вас имеется требующий длительного разговора серьезный вопрос к священнику, не пытайтесь разрешить все Ваши проблемы на ходу. Лучше договориться о встрече в удобное для Вас и него время.

Не обижайтесь, но простите, Христа ради, если какие-то замечания показались Вам несправедливыми. Помните, что все мы люди грешные и, к сожалению, порой не каждый из нас достаточно тактичен.

И наконец, если Вами руководит не искреннее стремление познать Истину, а иные побуждения, Вам пока лучше покинуть этот храм. А мы будем молиться о духовном единстве всех, чтобы было «едино стадо и един Пастырь», и, конечно, надеяться, что Господь приведет Вас к Святой Церкви путем, Ему одному ведомым.


Окончание 32-страницы брошюры “Вы зашли в храм”

Протоиерей Владимир Вигилянский, глава пресс-службы Патриарха Москвского и всея Руси, приветствует ограничение мобильной связи в храмах во время богослужений. «Мы с Богом общаемся не по мобильному телефону. Телефонные звонки в храме нарушают сакральное пространство молитвы» - убежден он.

Как сообщает газета Коммерсантъ в ближайшем будущем в православных храмах могут ограничить звонки по сотовым телефонам. Законопроект "Об использовании полос радиочастот для блокираторов сигнала подвижной связи", способный легализовать необходимые для этого технологии уже рассматривался на ближайшем заседании Государственной комиссии по радиочастотам. Перечень таких мест, где телефоны будут «глушить» не ограничивается только храмами, это и театры, и учебные заведения. Зачем вводить в храме принудительное ограничение связи для всех молящихся мы спросили у Руководителя пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси протоиерея Владимира Вигилянского:

«Это не ограничение свободы, а некий общественный договор. – Говорит отец Владимир. - Когда вы садитесь в самолет и у вас отключают телефон, и нет связи с внешним миром, можно считать что нарушили ваши права? Вы когда-нибудь слышали, чтобы звонили частные телефоны во время встречи президентов двух стран? Человек, придя на спектакль, на встречу многих людей с искусством, не должен ограничивать свободу этих людей своим звонком. Человек идет на какие-то жертвы, чтобы не ограничивать свободу других людей. Я семь лет являюсь руководителем пресслужбы Патриарха, я семь лет организовываю важные встречи, и одна из моих постоянных задач, говорить людям: пожалуйста, выключите свои мобильные телефоны. Никто из этих людей конечно не возмущается по поводу того, что ограничивается их свобода». Он объяснил: «В приличном обществе решаются вопросы демократии не в пользу частного человека, а в пользу большинства. Пример, который лежит на поверхности это запрет курения в общественных местах. Человек хочет покурить. Запрет ограничит его свободу? Да. Но это ограничение для того, чтобы не ограничивать свободу остальных. Такие табу отличают приличное общество от неприличного. Если мы будем отстаивать право на бесчиние, то следующий шаг это отстаивать право на бесчестие. Тогда мы будем иметь то общество в котором мы и сейчас живем, в котором бесчиние и бесчестие главенствуют над общественными интересами.

Есть общественные договоренности, связанные с некими действиями, например с приходом на некое «мероприятие». Например, если ученики пришли в класс и все хотят получить знания, в этом случае частные проявления свободы тоже ограничены. Если кто-то из учеников вдруг закукарекает, это помешает всем. Приход на такое «мероприятие» равносильно подписанию такого договора об ограничении свободы. Тоже самое и в храме во время молитвы, если телефонный звонок мешает всем во время молитвы, то человек должен пойти на определенную жертву. . Неприлично приходить в храм и нарушать сакральное пространство молитвы. Мы с Богом общаемся не по мобильному телефону. И так связь человека с Богом в сакральном пространстве храма устанавливается очень тяжело, а если еще и неожиданно во время пения Херувимской зазвучит гимн Советского Союза, то многие люди соблазнятся. Это существенным образом ограничит их свободу и нарушит их связь с Богом».

О мобильных телефонах

Редакция нашего сайта повторно публикует материал о мобильных телефонах и не случайно в разделе «воспитание». Привыкание к мобильному телефону современных людей, и в первую очередь православных христиан, приводит к потере необходимого хранения постоянной бдительности и трезвения. Часто можно увидеть просто безобразные сцены выбегания из храма во время богослужения, демонстративные разговоры верующих в храме и поющих на клиросе. При тщательном и вдумчивом анализе такого поведения, а христианин должен воспитывать в себе такое самокритическое к себе и к своим поступкам отношение (об этом достаточно много пишут прп. Авва Дорофей и прп. Иоанн Лествичник), сопоставления с учением богоносных Отцов Церкви о молитве как общении с Богом, предстоянии перед Ним, иначе как кощунством и даже одержимостью необходимо расценивать такое поведение. Телефон превращается не в орудие повседневной необходимости и помошника в жизни, а орудием на погибель души. Из души человека вытравливается самое необходимое - страх Божий и благоговение, происходит катастрофический процесс изменения сознания, который именуется обмирщением или духовным умирранием. Это еще раз доказывает справедливость тех выводов и той информации о мобильных телефонах, которая собрана в данной статье. Наша личная катастрофа заключается еще и в том, что мы чаще становимся потребителями Божественной благодати, ее расточителями, приходя в состояние полного нечувствия к ней. Покаяние составляет основу христианской жизни, является сущностной чертой правильной духовности. А оно невозможно без критической самооценки, без намерения бороться со своими привычками и страстными наклонностями. Родители, которую перед Богом несут великую ответственность за воспитание своих детей, не имеют право на безразличное отношение к тому что делает и чем занимается ребенок. И если родители потакают желаниям ребенка иметь мобильный телефон «как и все», то он тем самым толкает ребенка в «некий виртуальный мир», позволяя и дозволяя жить скрытой от родителей жизнью. А интерес ко греху, который присущ детям, мобильный телефон лишь развивает, доводя «до победного конца» свое грязное дело. Мы уже не затрагиваем еще другой не менее важный вопрос - здоровья детей, как телесного, так и психического, которые мобильные телефоны и компьютерная техника разрушает при неосторожном и неумеренном их использовании. Дай Бог, чтобы прочтя данный материл, очень важный и интересный, мы проявили необходимое христианское благоразумие.

Персональный шпион в кармане

Т аская с собой сотовый телефон, мы, сами того не зная, полностью открываем всю информацию о своей личной жизни. Мобильник позволяет отследить все переговоры. Также трубка с точностью до полуметра регистрирует перемещения владельца по городу. А заодно может послужить отличным «жучком» и даже поработать «детектором лжи». Этими возможностями сотовой связи прежде всего пользуются спецслужбы. Но сейчас тайные технологии активно осваивает криминал. Так в умелых руках мобильные телефоны могут стать оружием пострашнее огнестрельного.

«Прослушка» разговоров - самая простая из «шпионских» возможностей сотовой связи . В наши дни милиция первым делом после снятия отпечатков пальцев бежит делать запрос в сотовую компанию. Сейчас каждый сотовый телефон сам постоянно посылает сигналы сразу на несколько базовых станций. Все данные этих станций идут «под запись». Следовательно, не составит труда восстановить координаты трубки на любой момент времени, а значит, и определить «куда носило» ее владельца. Милиция запросто сможет «поднять» сотовую историю любого из нас. При желании можно составить впечатляющее досье. Благо информацию обо всех звонках абонентов, а также их эсэмэски операторы обязаны хранить не менее полугода. При этом далеко не каждый «простой абонент» знает, что «пеленгуются» не только работающие, но и выключенные трубки. Так уж устроена эта технология. Любой телефон, даже «вырубленный», продолжает посылать сигналы в сеть! Единственный способ «исчезнуть» наверняка - вынуть из мобильника аккумулятор.

Определение координат и отслеживание звонков - самое меньшее, на что способен сотовый телефон. Каждая трубка - потенциальный «жучок», который легко контролировать дистанционно. Так несколько месяцев назад в Новосибирске хакер дистанционно «подчинил» себе сотовые телефоны одной отвергнувшей его красотки, а затем - ее родственников и знакомых. Оказалось, что все их звонки прослушиваются, а сообщения перехватываются. В подтверждение этого хакер посылал на автоответчик записи перехваченных разговоров. К ним он добавлял информацию о том, что сейчас делают и во что одеты владельцы телефонов. Значит, слежка велась также и через встроенные камеры мобильников… Даже если владельцы выключали телефоны, преступник все равно дистанционно активировал их камеры и микрофоны и попрежнему вел запись. Точно так же он «врубал» мобильники, чтобы разослать с них очередные послания с угрозами. При этом хакер использовал одни из «порабощенных» аппаратов, чтобы отправлять с них сообщения на другие. В результате хозяева телефонов стали получать еще и огромные счета от операторов связи. Хуже всего, что, куда бы ни обращались жертвы преследования - в милицию или в сотовую компанию, - их жалобы везде встречали с недоверием. Через несколько недель преследования прекратились. Вредителя так и не нашли.

Сейчас такие технологии, что называется, пошли в народ. На недавних выборах штаб одной из партий подвергся так называемой трель-атаке со стороны конкурентов. На мобильные телефоны лидеров партии, а также членов избирательного штаба посылался шквал «пустых» звонков с незнакомых номеров. Голоса в трубке не было… Такие звонки приходили до десять раз в минуту. В результате работа штаба и самих политиков оказалась полностью парализована. Активисты пожаловались сотовому оператору. После этого атака прекратилась. А затем пошла с новой силой. Но на этот раз пустые звонки посыпались с телефонных номеров… родственников и знакомых. Как оказалось, часть таких вызовов была поддельная, а часть действительно шла через дистанционно активированные трубки.

Есть и менее очевидные опасности. Например, ракета, поразившая Джохара Дудаева, наводилась по сигналу его спутникового телефона.

по материалам «Аргументы неделi» №3, 2008, К.Гурдин

Исследования российских и зарубежных ученых доказывают: сотовые трубки опасны для здоровья!

Н едавно опубликованы результаты очередного эксперимента. Ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и университета датского города Орхус изучили здоровье 13 тысяч детишек, родившихся в конце 1990-х. Оказалось, у малышей, чьи мамы во время беременности болтали по сотовому хотя бы пару раз в день, на 54% больше отклонений в развитии! А именно - они гиперактивны, им сложнее в общении со сверстниками, много эмоциональных и поведенческих проблем. Если «мобилизованные» до рождения дети и сами начинают рано общаться по сотовому, риск появления тех же самых отклонений возрастает до 80%!

Эту новость комментирует директор Центра электромагнитной безопасности, заместитель председателя Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений, кандидат биологических наук Олег Григорьев: «Еще в 2001 году, исходя из фундаментальных знаний о действии электромагнитных полей на человека, мы говорили, что сотовые телефоны опасны...» Многое из того, о чем российские ученые предупреждали пять-шесть лет назад, сейчас подтверждается экспериментами. «В первую очередь мобильники провоцируют нейродегенеративные расстройства и функциональные расстройства центральной нервной системы, - объясняет Григорьев. - По сути, это начальные стадии так называемой радиоволновой болезни».

Специалисты Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений подготовили доклад «Дети и мобильные телефоны: под угрозой здоровье будущих поколений». Вот дословная цитата: « У детей, использующих мобильные телефоны, следует ожидать следующие расстройства: ослабление памяти, снижение внимания, снижение умственных и познавательных способностей, раздражительность, нарушение сна, склонность к стрессорным реакциям, повышение эпилептической готовности.

Возможные отдаленные последствия: опухоли мозга, слухового и вестибулярных нервов (в возрасте 25 - 30 лет) , болезнь Альцгеймера, приобретенное слабоумие, депрессивный синдром и другие проявления дегенерации нервных структур головного мозга (в возрасте 50 - 60 лет)». Всемирная организация здравоохранения официально разослала выводы российских ученых в правительства большинства стран мира.

по материалам: http://www.kp.ru/daily/24126/347089/print/

Мобильное зомбирование

И з выступления на «Народном радио» в программе «Народный интерес» 04.02.2008 года президента Всероссийского фонда образования, эксперта Центра «Независимая судебная экспертиза», профессора Сергея Константиновича Комкова: «У многих еще нет понимания, насколько велика опасность использования глобальной слежки. Сегодня уже ни для кого не секрет, что, подключившись к сотовой связи, мы уже фактически стали ее заложниками, уже отдали большую часть информации о своей жизни в чьи-то руки. Ведь все эти телефонные переговоры полностью распечатываются и через эти же каналы сотовой связи на человека можно воздействовать, передавая всяческие сигналы во время разговора. На уровне электронных закладок сегодня идет зомбирование населения и, в первую очередь, подрастающего поколения».

Таким образом, мобильный телефон является средством глобальной слежки, устройством для программирования сознания и может принести непоправимый вред здоровью человека.

Из-за мобильников дети плохо учатся, а взрослые раньше времени стареют

Лучше трубкой пользоваться как зеркальцем!

Чем старше становишься, тем больше приобретаешь то неоценимое, что называется опытом. События в жизни, кажется, происходят случайно, и не подчиняются никакой закономерности. Но это только на первый взгляд, если взять человеческую жизнь в целом и внимательно её рассмотреть, то закономерность непременно отыщется.

Всем нам с самого начала предлагается идти к единой цели, только у каждого к ней собственный путь, предназначенный ему от рождения. Ты волен идти этим путём, а можешь отказаться, но тогда, жизнь, как правило, «не ладится». Порою, исправляя ошибки, пройдя через испытания и даже страдания, человек возвращается к предложенному ему изначально. И тогда вопрос: остались ли у тебя ещё силы и время, чтобы двигаться к цели? Какую часть пути успеешь преодолеть до финального свистка?

Помню, как в начале 1980-х из горячо любимого мною Гродно я приехал в посёлок, где живу до сих пор. Кстати, сколько потом ни делал попыток уехать отсюда, ничего из этого не вышло. Словно я попал в некий город «Зеро», как в том фильме. Приехал зимой и временно остановился у одного своего родственника. Пока меня представляли тамошнему начальству и оформляли на работу, было достаточно времени оглядеться и посмотреть куда я попал. Посёлок наш был совсем новый, в те годы за пределы Москвы выносились некоторые исследовательские институты. Одновременно рядом с ними строились и профильные предприятия. А для людей в некотором отдалении от институтов и фабрик возводили небольшие благоустроенные посёлки.

Наш городок вырос на месте двух бывших деревень, а соседнего с ними села строительство не коснулось. В этом селе на возвышенности, господствуя над всем окружающим пространством, одиноко высилась громада заброшенного храма. Поскольку других достопримечательностей в округе не наблюдалось, я и решил сходить рассмотреть храм поближе.

Зима в тот год была, на удивление, снежная. Снег выпадал, и его не успевали убирать. Стал искать дорогу к храму, долго бродил вокруг, а как выйти непосредственно к церкви, так и не понял. Решил идти по полю напрямую. По моим прикидкам нужно было преодолеть с полкилометра по пересечённой местности. И я решился. Метров четыреста удалось пройти, утопая в снегу по колено, а вот остальное расстояние пришлось, что говорится, брать с боем. Периодически проваливаясь по пояс, а где-то даже и по грудь, я медленно пробирался к моей одиноко стоящей цели. Идти было очень тяжело, и я уже сто раз пожалел, что вообще пустился в эту авантюру. Но и назад возвращаться было бы не легче.

В конце концов, часа через полтора, мокрый и потный, я всё-таки вышел к храму. Вход в него был открыт, а вернее, попросту не было дверей. На окнах старинные решётки и рамы с выбитыми стёклами, пол с многочисленными проломами в подвал. Везде чувствовалась рука дачника-мародёра, а в углах строения и за столпами виднелись обильные следы пребывания людей, использующих храм в качестве отхожего места. В потолке одного из боковых приделов торчал старинный крюк с куском чудом сохранившейся кованной цепи, на которой почему-то висела негодная дверь с коробкой. Под порывами ветра дверь, периодически открывалась и закрывалась, издавая ржавыми петлями резкий неприятный звук.

Осторожно ступая, чтобы не провалиться в подвал, я по наитию стал пробираться к одному из амвонов. На амвон, я видел это в кино, в древности выходил священник и произносил ектению. Мне давно, ещё в детстве, хотелось услышать как будет звучать мой голос в пространстве храма. Правда, я не знал что поют в храме, кроме одной единственной фразы: «Паки и паки миром Господу помолимся…». Это я тоже в кино видел. На всякий случай, оглянувшись, и успокоившись, что за мной никто не наблюдает, я встал на амвон и запел.

«Паки и паки, миром Господу помолимся…», пел, всякий раз повторяя одну единственную фразу из малой ектении. И думал: - Зачем люди крушат храмы, ведь наши предки зачем-то их строили? Голос поднимался вверх к куполу, и, отражаясь в нём, рассыпался на множество самостоятельно живущих подголосков. Эти подголоски, прежде чем, окончательно растворится в толстых церковных стенах, повторялись по шесть - семь раз. На душе было очень хорошо, я никогда ещё не переживал такого, вдруг внезапно охватившего меня, светлого чувства.

Представляю себе нынешнему себя тогдашнего: некрещёный комсомолец, забравшийся на амвон в заброшенном храме. Сам мокрый и потный, но ликующий от какого-то непонятного ему чувства, не сознавая что делает, поёт песнь Богу, в окружении многочисленных следов человеческих экскрементов. Может, именно в тот момент Он и выбрал меня восстанавливать этот храм, только сам я Его пока ещё не выбирал.

Потом оказалось, что к храму можно было подойти с другой стороны. Всего каких-то метров 30 до широкой расчищенной дороги.

А года через три, я отправился, как бы сегодня сказали, в паломническую поездку по Золотому кольцу. По плану поездки у нас целый день отводился на Владимир. Ещё учась в школе, я знал о храме Покрова на Нерли. Смотрел на его изображения в учебниках истории, и думал: - Какая красотища, и это же не в Америке, это у нас, недалеко от Москвы. Нужно будет обязательно съездить и подержаться собственными руками за стены этого древнего храма.

Предупредив руководителя группы, утром следующего дня я выехал в Боголюбово. Подъезжая автобусом к нужной мне остановке, уже с моста увидел внизу маленькую церквушку. Пожалуйста, выходи и спускайся. - Ну, нет, это неинтересно. Столько лет мечтать увидеть, и вот так запросто взять и подойти. Наверное, в тот момент я вспомнил, как три года назад, увязая в снегу по пояс, пробирался к нашему храму, а может ещё по какой причине, но вместо того, чтобы сойти с автобуса, решил проехать ещё несколько остановок, а потом уже возвратиться к нему пешком. А когда сошёл, меня осенило: - Пойду ка я по течению Нерли, ведь это же интереснее, чем по дороге.

И вот, прекрасным летним утром я бодро шагаю вдоль речки, обращая внимание на многочисленных загорающих. Молодые симпатичные девчонки, они улыбаются мне, а я в ответ машу им рукой, а вот какой-то толстый дядька пытается по крутому берегу вылезти из воды. Какой он смешной.

Не учёл я только одного, Нерль в этих местах делает многочисленные изгибы в стороны, и все эти колена, мне пришлось обходить. Таким образом, ожидаемый мною час пути превратился, как минимум, в четыре.

В конце пути, когда я уставший огибать бесчисленные изгибы, не снимая обуви и одежды, стал бросаться в реку и пересекать её вброд, мне уже было всё равно. Всё равно, какие девчонки загорают на берегу, улыбаются они мне или нет, кто там входит в реку, толстый он, или тонкий. Главное было дойти. Вот уже тот мост, рядом с которым я не стал выходить из автобуса, а проехал дальше.

Возле самой церкви Покрова на Нерли небольшая заводь, в ней купаются и кричат дети, но их я уже не видел, передо мной стоял храм. Долгожданная мечта исполнялась наяву, стены, к которым я бы мог утром запросто подойти и, панибратски похлопав по ним рукой, мысленно написать: «здесь был Вася», превратились в драгоценность, на которой что-либо писать, даже мысленно, означало бы святотатствовать. Эти стены можно было только обнимать, прижимаясь лицом к их белым горячим от солнца камням.

Может в тот момент я и выбрал Его? Ещё неосознанно, там где-то глубоко в подсознании и созрело это решение? Во всяком случае, с того времени я стал интересоваться историей рода князей, что построили церковь в селе рядом с нами, и историей самой церкви. Храмы, они ведь, словно люди, имеют свои биографии. Храмы, как люди, и люди, как храмы. Через год в моей жизни произошла первая встреча с верующим человеком. Каждая встреча в жизни оставляет свой след, а тем более с человеком верующим. Господь готовил меня к ней целых четыре года.

Помню, как мы с женой приехали в Беларусь и временно поселились в одном большом селе. На постой нас определили в дом к Зофье Францевне, одной из тамошних коренных жительниц. Когда мы вошли к ней во двор, из дома нам навстречу вышла сухенькая согбенная старушка. С возрастом и от постоянной тяжёлой работы её спина согнулась, и кисти рук, со вздувшимися на них венами, висели на уровне колен. Бабушка, общаясь, обычно собирала их на груди в один большой кулачёк. Будучи маленького роста, она вынуждена была смотреть на других снизу вверх, своими светлыми широко открытыми, и словно удивляющимися глазами.

Наш сопровождающий, попросил хозяйку приютить нас на время, обещая заплатить за постой. Зофья Францевна быстро запричитала: - Ой, да заходьте, милинькия вы мое. Ой, да якия гроши, не надо грошей, так живите. Бабушка говорила на обычной для той местности смеси польского, белорусского и русского языков.

Она поселила нас в большой горнице с печкой, а сама спала в маленькой проходной комнатушке. Хотя старушка и любила поговорить, но досаждать нам особо не досаждала. Она много трудилась у себя на большом огороде, выращивая, в основном на корм скотине, свеклу и кукурузу. Бабушка держала коровку и часто угощала нас парным молоком. Когда мы пили молоко, она что-то быстро произносила на своём малопонятном языке, при этом её губы растягивались в добродушной улыбке. - Ой, да якия же гроши, милинькия вы мае, пейце, пейце на здаровье, хвала Пану Иезусу, дае каровка малачка. Но сама Зофья Францевна молока не пила, во всяком случае, мы никогда этого не видели. - Ой, да не принимае уже моё нутро малачка. - А куда же вы тогда молоко деваете? - Як куда? Важу у Щучин на рынок, там у мене постоянные покупатели.

Иногда по вечерам к нашей хозяйке приходила внучка. Бабушка и её угощала молоком, а потом выносила из своей комнатки толстенную книжку Нового Завета и клала её перед девочкой. А малышка, чуть ли не по слогам, читала ей вслух Евангелие. Зофья Францевна слушала, затаив дыхание, иногда по-детски рукой вытирая набежавшие слёзы. Потом бабушка уходила к себе и молилась.

Однажды наша хозяйка подошла к нам и, извиняясь, стала просить за одну молодую пару. Он солдат, проходил срочную службу в части неподалёку от этого села, а она его жена, приехала навестить. Оказалось, что Зофья Францевна ещё до того, как мы попали к ней в дом, обещала молодым приютить их у себя, когда жена солдата приедет к нему в увольнение. Свободных помещений в доме больше не было. И пришлось нам всем вместе ночевать в одной комнате. Мы с женой легли за печкой, а молодые расположились на диване.

Помню, когда погасили свет, я представил себя на их месте, и мне стало очень жалко этих молодых ребят, поэтому я сделал вид, что мгновенно уснул, боясь малейшим скрипом выразить наше присутствие.

Понятно, что и с молодёжи хозяйка денег за постой не взяла. У них с Зофьей Францевной была предварительная договорённость, что те привезут ей из города необходимые лекарства. Те привезли, а когда потом, проверив срок их годности, мы указали бабушке, что лекарства давно просрочены и принимать их даже опасно, она всё причитала и повторяла: - Только вы им об этом ничего не говорите, а то молодые расстроятся. То, что люди могли заведомо привезти негодные лекарства, ей даже и в голову не приходило. Она всех и всегда пыталась оправдать. Согласно её логике плохих людей нет. Поэтому весь мир она делила на тех, кто знает Бога, а потому зла не творит, и на тех, кто к Нему по какой-то извинительной причине пока ещё не пришёл, но со временем придёт, и тоже станет хорошим.

А ещё, оказалось, что наша Зофья Францевна в купе с такими же старушками восстанавливали их сельский костёл. - Я же себя ещё за польским часом помню, мы тогда в костёл детьми бегали. А пан ксёндз нас учил, - и она бойко начинала разудалую речёвку, знакомую с детства каждому поляку. «Кто ты естешь? Поляк малы. Яки знак твуй? Ожел бялы…» В 1939 нас присоединили к Советскому Союзу, коммунисты первым делом увезли пана ксёндза и разорили костёл. Потом началась война и пришли немцы. У нас в деревне стоял небольшой немецкий отряд. Они нас не трогали и с партизанами не воевали. Партизан был полно, но и они немцев не обижали. Деревню поделили пополам, один конец немецкий, другой партизанский. А на танцах, бывало, собирались и те, и другие. Тогда мы снова ходили в костёл молится, правда, без священника. После войны храм совсем закрыли, и он стоял разрушался.

Сейчас начальству, видать, не до верующих, никто нам не мешает, вот и задумали мы, местные бабки, Анна, Тереза, Катерина, всех с десяток, да ещё дед Тадик с внуком, костёл восстановить. А эта ж якакия грошы нада иметь, вот кто из нас, как может, так и зарабатывает. Я коровку завела, молочко продаю, а деньги отдаю на костёл, Тереза, та рушники такие хорошие вышивает, в Минске иностранцы покупают. А дед Тадик с внуком ездили в Гродно да касцёла, там всё хорошо глядели и написали Пана Иезуса и Матку Божию. Скоро да нас ксёндз приедет, будем служить первую службу.

Я жил в доме Зофьи Францевны наблюдал за её жизнью, слушал её рассказы, и представление о людях верующих, как о злобных религиозных фанатиках, чему нас тогда учили, стало меняться на противоположное.

Зофья Францевна, а у нас в России, там, где мы живём, тоже есть большая разрушенная церковь, только очень уж она большая. - Так надо ж её восстанавливать, миленькия, нельзя дому Божию быть в поругании. Вертайтесь до дому и обязательно восстанавливайте. Ничего, что большая, Бог поможет, а если вы что восстановить не поспеете, так они, - кивнув головой в сторону внучки, - они доделают. А если вы откажетесь, так они уж, тем паче, ничего делать не станут.

В одном из разговоров я сознался, что мы с женой ещё даже не крещёные. Факт, что мы до сих пор не покрестились, так потряс нашу добрую хозяйку, что она даже переспросила: - Як гэта некрещёные? Миленькия вы мае, як гэта некрещёные, да разве ж можна жить без Бога? И с этого дня она озаботилась над нашим просвещением. Человек очень тактичный, старушка ненавязчиво стала предлагать нам пригласить пана ксёндза и покреститься. Но мы тогда ещё не были готовы вот так вот сходу взять, и креститься, а, во-вторых, зная о наших православных корнях, мы понимали, что если и будем креститься, так только в своей церкви.

Помню, однажды Зофья Францевна подходит к нам и срывающимся голосочком говорит: - Миленькия, а можа у вас грошей няма, так вы не стесняйтесь, скажите, я сама пану ксёндзу за вас отдам. А потом добавляет: - Ой, якия же вы счастливые, сейчас покреститесь, и Бог простит вам все ваши грехи, а мне старой за всё самой отвечать придётся. С какой бы радостью я с вами зноу бы покрестилась.

Наш отъезд совпал с днём первой службы в восстановленном костёле. Жена вернулась в Гродно немного раньше, а я уезжал в субботу утром. До автобуса у меня ещё оставалось время, и я решил зайти посмотреть их храм. Как назло, сломались часы, но у меня с собой был будильник, сам небольшой, но с могучим громким звонком. Чтобы не доставать поминутно будильник из кармана и не справляться о времени, я завёл его на пять минут до прихода автобуса и пошёл на службу.

Людей в храме было полно, ещё бы, первая литургия после такого долгого перерыва. На стене с двух сторон от алтаря висели картины, написанные талантливым дедом Тадиком и его внуком. Это сегодня я знаю их подлинную ценность, а тогда они показались мне такой мазнёй, что я даже рассмеялся. Было интересно посмотреть на ксёндза, и я стал потихоньку продвигаться вперёд. Служили на польском, я разбирал отдельные слова, но сам смысл происходящего мне был непонятен. В момент, когда я уже почти вплотную приблизился к алтарю, вдруг все опустились на колени. На ногах остались стоять только священник с чашей в руках, и я.

Сейчас я знаю, что люди опустились на колени перед причастием, и ксёндз уже собрался идти вдоль рядов причащать народ. В церкви было тожественно и очень тихо, только кто-то читал в полголоса слова молитвы. И в тот момент в моём кармане заорал будильник. Этот звук, буквально, взорвал тишину торжественного момента, а я краем глаза увидел, как от неожиданности подпрыгнул священник, едва удержав чашу в руках.

И как это всегда бывает, когда хочешь что-то быстро сделать, то выходит всё с точностью до наоборот. Как я не старался, мне всё не удавалось отключить звонок будильника, и тогда я побежал на выход. Помню, как мне поначалу было неудобно и стыдно за тот звонок, одно утешало, что не специально же я это сделал. Но потом, спустя какое-то время, рассказывая об этом уже, как о забавном приключении, я смешно представлял в лицах подпрыгнувшего от неожиданности пана ксёндза и себя, бегущего с орущим будильником мимо, стоящих на коленях людей, с глазами, опущенными в пол.

С того случая прошло уже очень много времени. Мы с женой крестились, и даже служим в храме. И каждый раз я выхожу на амвон, тот самый амвон, на котором, будучи ещё некрещёным, пытался произнести малую ектению. Вот уже много лет мы восстанавливаем наш огромный храм, Бог действительно помогает.

И почти не бывает такой службы в нашем деревенском храме, чтобы у кого-нибудь не заорал мобильный телефон, и хотя всюду у нас напоминания с просьбой отключать телефоны, ничего не помогает. Но я не ропщу, знаю, за что мне это. Людей вот только жалко, каждый такой звонок в храме, он же потом тебя обязательно догонит.

Правда, есть во всём этом и светлая сторона. Когда звучит звонок, у меня перед глазами снова и снова встаёт старенькая согбенная Зофья Францевна, со сложенными на груди руками: - Миленькия вы мае, да як же ж гэта можна, жить без Бога? Миленькия, зачем же тогда жить, если без Бога?

«Верный признак омертвения души – уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего, начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестает посещать храм Божий» (преподобный Варсонофий Оптинский).

Православный храм – это подобие неба на земле; в храме с нами невидимо служат небесные ангельские силы; в храме Сам Бог невидимо пребывает с нами, и поэтому наше поведение в храме должно соответствовать святости и величию Дома Божия.

1. По дороге в храм нужно молиться. По совету Святых Отцов обычно читают «Богородице Дево, радуйся…», Иисусову молитву, 50-й псалом и другие молитвы по желанию.

2. Подходя к храму, соверши крестное знамение и поясной поклон. Не следует, стоя на улице, молиться долго и напоказ, уподобляясь евангельским фарисеям. Поднимаясь на паперть, перед входом в двери, снова осени себя крестным знамением. Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона с молитвой: Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя .

3. Входи в храм с духовной радостью, ища мира, успокоения и очищения души твоей. Сам Спаситель обещал утешить тебя в скорби: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас». Когда видишь святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя. Будь благоговеен и имей страх Божий.

4. Женщины не должны входить в святой храм в брюках, в короткой юбке, с косметикой на лице. Особенно недопустима помада на губах. Голова женщины должна быть покрыта. Мужчины перед входом в Храм обязаны снять головной убор. Мобильные телефоны необходимо выключить.

5. Приходи в храм за 10-15 минут до начала Богослужения. За это время можно подать записки, положить пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам. Если же опоздал, то будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Если нет возможности свободно подойти к иконам и поставить свечи, попроси передать свечи через других людей.

6. По возможности следуй древнему обычаю: мужчины должны становиться в правой части храма, женщины – влевой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам.

7. Во время чтения Евангелия, пения Херувимской песни и Евхаристического канона (после Символа веры) следует хранить благоговейное молчание и усердно молиться. В это время недопустимо беспокоить кого-либо вопросами или просьбами передать свечу, но если просят тебя, возьми и передай позже.

8. Свечи покупай только в том храме, в который пришел помолиться. Свеча – это жертва на содержание храма. Свеча выражает теплоту любви и благоговение к тому, кому она ставится. Свеча – это не средство умилостивления или «задабривания» Бога. Без покаяния, без исполнения заповедей Господних – не нужны Богу никакие жертвы.

9. В святом храме должно стоять, а не сидеть, и только в случае нездоровья или сильного утомления разрешается сесть и отдохнуть.

10. Приходя в храм с детьми, следи за тем, чтобы они вели себя чинно, скромно и не шумели. Время их молитвы в храме нужно соразмерять с их силами. Необходимо воспитывать не привычку стоять в Храме, а благоговение к святыне. Посещение храма должно быть для детей в радость, а не в тягость. Если детям требуется уйти из храма, скажи им, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам (сама) выведи их.

11. Если малое дитя расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его из храма. Никогда не позволяй ребенку есть что-либо в храме, кроме благословленного хлеба и просфор. По возможности, учи ребенка тому, чтобы он не терял крошки от этих святынь.

12. Стоя в храме, не любопытствуй и не рассматривай в окружающих. Не осуждай и не осмеивай невольных ошибок служащих или присутствующих в храме. Если тебе непонятны слова молитв и песнопений, твори про себя молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

13. Никогда не веди разговоров во время Богослужения. Помни слова преподобного Амвросия Оптинского: «За разговоры в храме Господь посылает скорби».

14. Если место, на котором ты привык стоять, занято, становись там, где свободно. Не дерзай предъявлять свои несуществующие права на какое-либо место в храме Божьем.

15. Новичка, не знающего церковных правил, не следует осуждать и одергивать. Если требуется, помоги ему вежливым и добрым советом. Замечание можно сделать только тому, кто грубо нарушает благочестие, мешая общей молитве.

16. По возможности не покидай храм до окончания Богослужения. До окончания Литургии никогда, без крайней необходимости, не уходи из храма. Это грех пред Богом.

17. К Святому Причащению подходят после покаяния в грехах на исповеди и разрешительной молитвы священника. Причащаться без исповеди разрешается только детям до семи лет.

18. Готовятся к Причастию молитвой и постом, воздерживаясь от различных развлечений и удовольствий (длительность подготовки определяется благословением священника). Готовящиеся к Причастию прочитывают по молитвослову каноны и правило ко Святому Причащению, что новичкам лучше делать не в последний день, а распределить чтение этих молитв на все дни подготовки к Причастию. Если есть возможность, обязательно нужно быть за вечерним Богослужением накануне Причастия, а также ничего не есть и не пить, начиная с двенадцати часов ночи.

19. Подходи к Святому Причащению смиренно и благоговейно, скрестив руки на груди (правую на левую). Со страхом Божиим причастись Святых Тайн, не крестясь, поцелуй Чашу, чтобы случайно не толкнуть Ее, и молча отойди к столику с запивкой. После Причастия прочитай по молитвослову благодарственные молитвы.

20. По окончании Литургии подойди и приложись к Кресту, который дает верующим священник около алтаря. Выходя из храма, соверши три поясных поклона с крестным знамением.

© 2024 ermake.ru -- Про ремонт ПК - Информационный портал